Первая попытка

Первая попытка

На сцене очень часто изображались ссоры и драки, удары сыпались с необыкновенной щедростью, а шутки нередко переступали все границы приличия и благопристойности.

Все это, конечно, мало отвечало замыслу Петра I, который хотел, чтобы на сцене ставились пьесы, отражавшие современные события, призывавшие к служению «общему благу». Этой задачи театр И. Кунста и его преемника О. Фюрста выполнить не мог. Правда, в «комедийной хоромине» была поставлена пьеса «О взятии крепости Орешка» (эпизод из Северной войны). Пьеса до нас не дошла, но известно, что по поводу ее И. Кунст заявлял, что создать в столь короткий срок новую, невиданную пьесу невозможно. Тем не менее она была им написана, как он говорил, «из великой любви и уважения к царскому величеству», и разыграна в его театре.

Ставились ли еще какие-нибудь подобные пьесы на сцене первого общедоступного театра, неизвестно, но было ясно, что его репертуар не удовлетворял царя, а спектакли не понравились публике. Главными посетителями театра были горожане: ремесленники, слуги, солдаты, подьячие. Далекие от русской жизни сюжеты пьес, невразумительные их переводы, непонятные скачки в развитии действия делали спектакли малопривлекательными для зрителя. Театральное дело шло вяло, и уже в 1706 г. театр прекратил существование.

Однако первая попытка создать публичный театр не прошла бесследно. Театр Кунста-Фюрста познакомил зрителей с рядом сюжетов и образов мировой драматургии. Таковы, например, комедия «О доне Яне и доне Педре», где (еще до появления пьесы Ж. Б. Мольера) излагалась история Дон Жуана; «О докторе битом» - переделка комедии Мольера «Лекарь поневоле», «Честный изменник, или Фриде-рико фон Поплей и Алоизия, супруга его» - итальянская трагедия XVII в. Пьесы внушали зрителям новые понятия о долге, чести, об отношении к женщине, о любви как о большом и серьезном чувстве.

18.08.2017