Русский придворный театр

Все это дает право заключить, что театр как новое важное явление русской культурной жизни привлекал внимание не только членов царской семьи и бояр, которые обязаны были присутствовать на представлениях, но и некоторой части городского населения.

К сожалению, первый профессиональный русский придворный театр просуществовал недолго (1672-1676), да и спектакли его не были регулярными, оставались «необыкновенным празднеством» двора1.

О том, что к исходу XVII в. духовная потребность в театральных зрелищах была велика, говорят сложившиеся различные формы представлений, отвечавшие культурным интересам разноликого в своем социальном составе русского зрителя. Однако национальный театр на рубеже двух веков еще не мог быть создан. Определились лишь некоторые исторические предпосылки к его возникновению.

Задачу создания театра как одного из проявлений развивающейся новой культуры, формирующегося национального самосознания и общественных перемен выполнил XVIII век. При рассмотрении русского театрального искусства XVIII в. поражает разнообразие видов театров (народный, школьный, городской демократический, дворянский любительский, крепостной - городской и усадебный и др.). Однако в этом множестве отчетливо просматриваются две разъединяющие тенденции, связанные с выражением сословной идеологии. Сохраняя относительную самостоятельность, одни из театров отражали интересы привилегированных кругов, другие, напротив, - идеалы широких демократических слоев населения. Они складывались исторически, их развитие шло диалектическим путем: воздействуя друг на друга, театры шли к сближению. Это создало предпосылки для рождения - в условиях сформировавшейся светской культуры - русского театра, способного ставить общенациональные проблемы.

11.12.2017