ТЕАТР

VX III век сыграл важную роль в истории становления русского национального театра. Чтобы оценить ее, напомним, что представлял собой к исходу XVII в. ранний русский театр в его различных видах.

Сложился и достигает расцвета, несмотря на преследования церковной и светской власти, народный театр («скоморошеские игрища», кукольный театр, театр Петрушки). «Скоморошескому» театру противостоит театр «церковного алтаря», церковной службы, не получивший, однако, развития в условиях становления абсолютизма. Традиции церковных действ возрождаются в так называемых «школьных» театрах, но с изменившейся идеологической окраской. Самым значительным из них был школьный театр в Киево-Могилянской духовной академии. В Москве такой театр создается в последней трети XVII в. при высшей Духовной семинарии, преобразованной в XVIII в. в Славяно-греко-латинскую академию. Основателем его был преподаватель этой семинарии известный поэт Симеон Полоцкий, которому принадлежат две «школьные» драмы на религиозные сюжеты.

Под влиянием расширяющихся связей с европейскими странами распространяется обычай заводить при царском дворе «комедии», т. е. театральные зрелища. Сохранились также сведения о театральных постановках в Посольском доме, доме Артамона Матвеева, И. Д. Милославского и др. В начале XVII в. в Москве появились первые иностранные актеры - музыканты, канатные плясуны, фокусники и др. Но лишь возникновение театра при дворе царя Алексея Михайловича в 1672 г. открыло новую страницу в истории русской культуры. Несмотря на то что это был театр сословно-замкнутого типа, придворный и его зрителями стали, кроме царской семьи, придворные и ближние бояре, он оказался явлением значительным. Организатор театра глава Посольского приказа А. С. Матвеев привлек к театральной «потехе» не только жителей Немецкой слободы - пастора И. Г. Грегори, его учеников и помощников, но и русских «робят» - подьячих Посольского приказа, которые переводили пьесы и обучались актерскому мастерству, мастеровых Мещанской слободы, работавших в подмосковном селе Преображенское над оформлением «комедийной хоромины», установкой декораций и реквизитом и, очевидно, принимавших участие в представлении той или иной «комедии».

23.10.2017