Идеологическое переосмысление

Идеологическое переосмысление

Идеологическое переосмысление и изменение функций церковнославянизмов означали разрыв со всей предписываемой теорией классицизма системой употребления «славенской» лексики и фразеологии.

В «Путешествии» наблюдается сложная динамика словесных рядов. Например, глава «Любани» начинается с описания встречи путешественника с крестьянином и изложения разговора между ними: «- Разве тебе во всю неделю нет времени работать, что ты и воскресенью не спускаешь, да еще в самый жар? - В неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину; да под вечером возим остывшее в лесу сено на господский двор, коли погода хороша; а бабы и девки для прогулки ходят по праздникам в лес по грибы да по ягоды». Далее следует рассуждение. Происходит развертывание, преобразование словесных рядов. Разговорный словесный ряд постепенно переходит в ряд «метафизический», а затем в ораторско-патетический: «Разговор сего земледельца возбудил во мне множество мыслей. Первое представилось мне неравенство крестьянского состояния... Член общества становится только тогда известен правительству, его охраняющему, когда нарушает союз общественный, когда становится злодей! Сия мысль всю кровь во мне воспалила. Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение».

Общественно-публицистический и художественно-изобразительный аспекты «Путешествия» объединяются в единое целое образом путешественника, вокруг которого группируются и образы всех персонажей. Через язык повествователя преломляется язык его собеседников. В построении языка персонажей Радищев добивается больших успехов. Представители разных социальных групп, разных профессий говорят у него разным языком. Дифференциация языка персонажей не ограничивается социально-групповыми признаками и идет по пути поисков признаков индивидуальных. Многие персонажи книги Радищева выступают, как и путешественник, в роли рассказчиков. Таким образом возникают «рассказы в рассказе», каждый из которых имеет свою жанровую, композиционную и языковую специфику.

11.12.2017