Сатирические журналы

Например: «По выходе ево, не столько радовалася Венера данному ей яблоку, сколько любовалась я подаренной мне табакеркою... тогда положила я ее против кровати на столике и уснула; но впрочем и во сне живо она представлялася передо мною по пословице: «кто нового не видал, тот и поношенному рад». Правду сказать, что табакерка была несколько пообита; но для меня казалася она нова, ибо я отроду таких вещей у себя не имела и иметь их никогда не надеялась. В десятом часу по полуночи пожаловал ко мне прежний мой волокита; признаюсь, что так скоро отбоярить ево совесть меня зазрела, а не желая иметь с ним компании, при-творилася я больною...»

В дворянских кругах сочинениями Чулкова пренебрегали, здесь они казались слишком «низкими». Но в демократической среде русского общества повествовательная проза Чулкова была очень популярна, чему немало способствовал ее живой, естественный, непринужденный язык.

Преимущественно на демократического читателя были ориентированы и сатирические журналы Н. И. Новикова - «Трутень», «Пустомеля», «Живописец» и «Кошелек». В предисловии к 3-му изданию «Живописца» Новиков объяснял успех своего журнала тем, что «сие сочинение попало на вкус мещан наших: ибо у нас те только книги третьими, четвертыми и пятыми изданиями печатаются, которые сим простосердечным людям, по незнанию их чужестранных языков, нравятся»50. Сатирическая журналистика 1769-1774 гг. сыграла весьма значительную роль в совершенствовании и демократизации русского литературного языка. П. Н. Берков, отмечая «исключительную гибкость, легкость и чистоту языка сатирических журналов», справедливо утверждал, что «как этап в создании русского литературного языка, лучшие образцы художественной продукции этих журналов ближе стоят к языку XIX в., чем проза и, тем более стихи последней четверти XVIII в.».

«Лучшие образцы художественной продукции» сатирических журналов представлены прежде всего в новиковских «Трутне» и «Живописце». Главной литературной формой сатирических журналов Новикова было письмо.

21.10.2017