Два художественных метода

Принято считать, что вторая половина XVIII в. прошла под знаком вытеснения классицизма и системы трех стилей новым литературным направлением - сентиментализмом с присущим ему «новым слогом». Но на самом деле пути развития русской литературы и русского литературного языка были сложнее. Трудно опровергнуть мнение, что «в одно и то же время под воздействием идей Просвещения складывались два художественных метода, определявших два литературных направления - реализм и сентиментализм». Зародившееся в русской литературе XVIII в. реалистическое направление (как бы его не называли: «предреализм», «дидактический реализм» или «просветительский реализм») явилось важным фактом и фактором истории русской литературы и русского литературного языка.

Творчество таких крупнейших русских писателей, как Новиков, Фонвизин, Державин, Радищев, Крылов, не укладывается полностью ни в рамки классицизма, ни в рамки сентиментализма. Они прокладывали новые пути. Это выразилось в использовании всего разнообразия разновидностей русского языка - как литературного, так и разговорного, в стремлении к точному соответствию слова обозначаемому явлению действительности, к максимальной конкретности высказывания, к правдивости языковых характеристик образов. На этих путях намечалось формирование языковой базы реализма.

«Первым шагом к переходу русской поэзии от риторики к жизни» была, по словам В. Г. Белинского, поэзия Г. Р. Державина. Даже в таком типично высоком жанре классицизма, как ода, можно наблюдать у Державина этот переход. Общеизвестны факты употребления просторечия и диалектизмов в одах Державина. Но качественный сдвиг заключался не в механическом наращивании количества просторечных элементов, а в их объединении в словесные ряды, несущие в структуре одического текста определенные смысловые и стилистические функции.

23.06.2017