Авторское повествование

Авторское повествование

При всей видимой «пестроте» и «неупорядоченности» потенциальные возможности русского литературного языка петровского времени были огромны. В повествовательной литературе уже намечались зачатки новой языковой организации текста. Так, в «Повести о российском кавалере Александре» просматриваются, хотя и очень слабо, признаки словесного выражения образа автора, довольно отчетливо выступает в; ряде отрезков «сказовая манера», заметно распределение языковых средств по сферам образов - героев повести.

Авторское повествование, рисующее образ Александра, тяготеет к старинному книжному языку, о чем дает представление приведенный выше отрывок. Совершенно иной характер имеет повествование, ведущееся от лица друга Александра, Владимира. Оно полностью свободно от груза старинных книжно-славянских традиций в организации текста, подчинено задаче изображения реальной бытовой обстановки того времени в восприятии рассказчика.

Преобразование разговорного «живого употребления» языка в монологически организованное литературное употребление в рассказе Владимира осуществляется без применения сложных синтаксических конструкций, главным образом за счет последовательного линейного расположения передающих последовательность событий глагольных форм, среди которых отсутствуют архаические аорист и имперфект: «И оттуду поехал я в нижнюю Германию и, приехав в графств Ческое, пришел в оперу и узрил тамо трех дам средняго характера, за которыми прилежно примечал и через некоторый мины каждой давал о себе желание знати мое. И ни от одной привета не получил.

Того ради и прочь от них пошел. А как из оперы пошли вон, тогда я, пришед к тем, политически позволения прошал, дабы их до кореты проводить было мне невозбранно. Тогда мне они каждая свой термин (т. е. срок. - А. Г.) назначила, когда мне к ним приходить».

23.10.2017