Самобытность исторических воззрений

Самобытность исторических воззрений

Но характерно, что в народной песне Державин увидел «не только живое изображение дикой природы, точное означение времени, трогательные нежные чувства, но и философическое познание сердца человеческого». Закономерно, что в поисках сущности народности Белинский выделил в творчестве Державина именно «народность, состоящую не в подборе мужицких слов или насильственной подделке под лад песен и сказок, но в сгибе ума русского, русском образе взгляда на вещи. В сем отношении Державин народен в высочайшей степени».

В решение проблемы историзма в русской литературе большой подготовительный вклад внесли Радищев и Карамзин55.

Самобытность исторических воззрений Радищева отметил в свое время Г. А. Гуковский: «Строго говоря, он ниоткуда не взял эти особенности своего мышления, он создал их сам на почве русской действительности»56. Цель исторического процесса, по Радищеву, - освобождение народа революционным путем, когда мечтания о лучших временах сменяются глубоко обоснованным предвидением. Изучая русскую историю, Радищев пришел к выводу о кардинальном несовпадении интересов народа и монархов.

С утверждением противоположной «идеи» выступил Карамзин, пытавшийся отстаивать неизменную пользу самодержавия для русского народа ка всех этапах его исторической жизни. Справедливости ради следует отметить, что в «Истории государства Российского» (где были объединены труд Карамзина-историка и талант Карамзина-писателя) ее автор не старался скрыть или исказить такие факты, которые отнюдь не помогали ему осуществить свое «политическое» задание. Сильное влияние «Истории государства Российского» на Пушкина и «на несколько поколений» «не одним своим слогом, как думают, но гораздо больше своим духом, направлением, принципами» отметил Белинский 57.

Русские писатели творили в столетие, которое Радищев назвал «безумно и мудро», в эпоху социальных сдвигов и потрясений. Их передовые представители нередко строго судили своих современников.

21.10.2017