Творчество ряда писателей

Творчество ряда писателей

Творчество ряда писателей конца века (Фонвизина, Радищева, Державина, Карамзина) органически влилось в развитие живого литературного процесса начала следующего столетия. С Фонвизиным связано становление в русской драматургии жанра общественной комедии: от «Недоросля» прямая дорога к «Горю от ума» Грибоедова и «Ревизору» Гоголя. Фонвизин не потребовал уничтожить сам институт крепостного права, но художественная глубина изображения этого социального зла придала «Недорослю» антикрепостническое звучание. В образах фонвизинского Стародума, радищевского Путешественника и грибоедовского Чацкого, как утверждает Г. П. Макогоненко, раньше всего «был запечатлен... русский путь вне эгоистического самоутверждения личности»53.

Отметим также, что в круг литературы начала XIX в. уже непосредственно войдут сочинения Державина. Их первая часть вышла из печати в 1808 г., и вскоре творчество поэта предстало перед читателем с недоступной ранее полнотой.

Особое воздействие на дальнейшее развитие литературы и общественной мысли окажут не прекращавшие свое «потаенное» распространение «Путешествие из Петербурга в Москву», ода «Вольность» и прибавившееся к ним «Собрание сочинений» А. Н. Радищева, изданное его сыновьями в 1806-1811 гг. Для молодых «поэтов-радищевцев» (Пнина, Борна, Попугаева и др.) Радищев «был своеобразным университетом, учил бороться за революционно-демократические идеалы»и. Велика была роль наследия писателя-революционера в формировании взглядов декабристов.

В XVIII в. намечаются некоторые пути решений таких существенных проблем развития литературы, как вопросы народности и историзма. В последних десятилетиях XVIII в. в связи с окончанием монополии античной литературы как единственного образца для подражания и признанием за искусством «гиперборейцев» (северных народов) большой ценности наблюдается повышение интереса к фольклору (у Н. Львова, А. Радищева, Г. Державина, Н. Карамзина и др.). Отношение к нему, правда, остается еще противоречивым.

18.08.2017