Образ полноценной человеческой личности

В творчестве Фонвизина, Державина, Радищева, Карамзина (у каждого в соответствии с их эстетическими взглядами) идет напряженный поиск новых принципов создания художественного характера. Таким принципом будет признано стремление воспроизвести характер по «естественным законам». В «Разговоре о счастье» (1797) Карамзин выразил мысль, что «совершенный злодей или человек, который любит зло для того, что оно зло, и ненавидит добро для того, что оно добро, есть едва ли не дурная пиитическая выдумка, по крайней мере чудовище вне природы, существо неизъяснимое по естественным законам».

Стремление создать в литературе образ полноценной человеческой личности не заслоняло у передовых писателей обличения социальных пороков, осуждения нарушений нравственности. Обострялась борьба между сторонниками «блистательного» (хвалебного) направления и «писателями критическими» (оба термина появились в журнале Ф. Эмина «Адская почта» в 1769 г.). Критические писатели (Н. Новиков, Ф. Эмин и др.) не только потребовали, но и осуществили «стирание» «политических белил и румян» с Екатерины II и ее окружения.

В последней трети XVIII в. наряду с зарождением романтического направления резко усилился рост реалистических тенденций. Русская литература стала искать подходы к социальному анализу, объясняя характер как результат воздействия на него среды, внешних обстоятельств. В определенную идейно-эстетическую систему эти тенденции не сложились. Это произойдет позже, в 30-е годы XIX в. К тому же логика развития искусства требовала от литературы: прежде чем реализм станет господствующим направлением, необходимо решить одну из первоочередных задач - добиться глубокого анализа психологии характера, раскрыть полнее душу человека. Поэтому уровня идейно-эстетической системы первым достиг романтизм. Но формирование и романтизма, и реализма началось в XVIII в. И не случайно тип художника-реалиста, о котором можно сказать: «он «деятель» - человек, вместе с другими людьми делающий жизнь, строящий не один свой замкнутый в себе мир, но мир общечеловеческий», - К Федин ведет от Радищева52.

28.04.2017