Развитие русской литературы

Однако если в повести Карамзина лишь встречаются «романтические вкрапления» (описание Симонова монастыря; гром, буря, дождь «из черных облаков», последовавших за потерей «Лизиной невинности»), то балладу отличает общая романтическая тональность: «бурному» чувству героини, которую коварно покинул «жестокий» Кронид, полиостью соответствует и «бурный» пейзаж:

Пейзаж в этой балладе, не просто заставка, дающая настрой к восприятию произведения. Он включается в структуру стихотворения как раз в самые напряженные и трагические моменты в судьбе Раисы.

Роль Карамзина в развитии русской литературы хорошо была определена Белинским: «К чему ни обратись в нашей литературе - всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории»47. Великий критик был прав, подчеркнув новаторский характер творчества Карамзина. Его именем он назвал целый период нашей литературы.

Развитие русской литературы XVIII в. (в отличие от древнерусской письменности) протекало в русле определенных литературных направлений. В течение XVIII столетия наиболее полно выявили себя классицизм и сентиментализм. Эти направления-антиподы не только противостояли друг другу, как бы поделив между собой разные стороны людской деятельности, «разум» и «чувство» человека. Они в конечном итоге дали возможность полнее раскрыться основному объекту художественного исследования - человеческой натуре, человеческому характеру.

Конечно, в высоких жанрах классицизма характер подвергался героизации-идеализации и абстрагированию. Героем трагедии и оды был «человек, героически отказавшийся от самого себя во имя идеала государства»48. Но эта идеализация не дает оснований считать, что трагедия или ода были оторваны от действительных интересов их современников. В трагедиях велся строгий разговор о том, какими должны быть монарх и его приближенные, каковы должны быть взаимные обязанности правителя и подданных.

11.12.2017