Поэзия Карамзина

Поэзия Карамзина

Карамзиным были написаны еще повесть из светской жизни «Юлия» и в начале XIX в. историческая повесть «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода» (1803). Историзм этой повести так же условен, как и «Натальи, боярской дочери». Но если там история была только фоном, на котором развертывался любовный сюжет, то здесь она стала средством решения общественно-политических вопросов современности. «Марфа Посадница» была написана в то время, когда в прогрессивных общественных кругах появилась надежда, что российское самодержавие будет ограничено принятием конституции. «Монархия или республика?» - вот основной вопрос, который волнует героев повести. Он был решен автором в конечном итоге в пользу монархии, и это органически вытекало из его социально-политических взглядов. Однако в «Марфе Посаднице» сочувственно изображены и представители республиканской партии; слышится в ней и «искренняя печаль» автора о падении независимости и вольности Новгорода.

Поэзия Карамзина развивалась также в сентиментально-романтическом направлении. Он во многом подготовлял романтическое видение мира и жанровые новообразования. Элегический тон многих его стихотворений, поэтизация страдания предвосхищают пафос поэзии Жуковского. Многие поэты-романтики согласились бы подписаться под его признанием в письме к И. И. Дмитриеву: «Поэт имеет две жизни, два мира; если ему скучно и неприятно в существенном, он уходит в страну воображения и живет там по своему вкусу и сердцу». Нужно уйти в мир вымыслов и фантазии, ведь в этом и состоит задача искусства:

Карамзин одним из первых в русской литературе обратился к жанру баллады. Наибольший интерес представляет карамзинская «Раиса» (с подзаголовком «Древняя баллада»), опубликованная в «Московском журнале» в 1791 г. Трагическая ситуация в «Раисе» во многом совпадает с сюжетом «Бедной Лизы».

27.04.2017