Ординарный современник Карамзина

Ординарный современник Карамзина

И Лиза, и Наталья стремятся сопровождать своих возлюбленных на войну, и лишь мысль о бедственном положении матери не позволяет Лизе привести в исполнение свое желание.

Между героями общего оказывается значительно меньше. Ординарный современник Карамзина - дворянин Эраст - значительно проигрывает при сравнении с сыном опального боярина конца XVII столетия Алексеем, который в опасный для родины час ведет себя как истинный патриот. В отличие от Алексея, совершившего подвиги на войне (вместе с Натальей, переодетой отроком), Эраст «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение». Результатом героического поведения на войне Алексея явилось осуществление всех его и Натальи желаний: обеление чести его рода, прощение отцом Натальи ее бегства и замужества. Результаты же «сражений» Эраста за карточным столом были плачевны: «Ему оставался один способ поправить свои обстоятельства - жениться на пожилой богатой вдове...»

Но если сопоставление Эраста с Алексеем Любославским в моральном (а отчасти и социальном) плане оказалось в пользу героя «Натальи, боярской дочери», то в плане чисто художественного воплощения образ Эраста значительно глубже и интереснее. Здесь Карамзин сделал попытку воспроизвести характер по «естественным законам».

Большим успехом у читателей - современников Карамзина его повесть «Бедная Лиза» была обязана прежде всего своей гуманистической направленности («и крестьянки любить умеют») и необычной для этого жанра трагической развязке. На последнее обстоятельство первым обратил внимание еще В. В. Сиповский: «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гёте в своем «Вертере».

21.10.2017