Зарождающийся сентиментализм

В дальнейшем «европейская литература сентиментального направления успешно завоевывает русские журналы, книжный рынок и внимание читателя». Отметим некоторые из них, в первую очередь те, где в самих заглавиях подчеркнуто было новое для литературы «качество» - «чувствительность»: «Несчастные любовники, или Истинные приключения графа Комиижа, наполненные событий жалостных и нежные сердца чрезвычайно трогающих» (1771) (перевод с французского Я. Б. Княжина), или появившийся на 30 лет позже «Российский Вертер, полусправедливая повесть; оригинальное сочинение М. Сушкова, молодого чувствительного человека, самопроизвольно прекратившего свою жизнь» (1801).

Зарождающийся сентиментализм был поддержан также жанром «слезной» драмы и комической оперы, во многом ориентирующихся на вкусы демократического зрителя.

О широком распространении сентиментального «стиля» и сентиментального «мировоззрения» свидетельствуют также те значительные изменения, которые совершаются в мемуарной литературе последних десятилетий XVIII в.40 В них все заметнее начинает выступать на первый план личность автора.

В период классицизма в мемуарах, так же как и в литературе, преимущественное внимание уделялось государственной службе, исполнению «должности», хотя и начал складываться рассказ-воспоминание о целой жизни автора. К концу века созрел взгляд на ценность собственной личности как таковой. В Записках А. Р. Воронцова сказано: «Я всегда был того мнения, что люди имеют собственную их достоинствам внутреннюю цену, которой не в состоянии отнять у них никакой деспот».

Итак, во внимании к эмоциональной сфере человека Карамзин имел своих предшественников. Но в отличие от них он сумел раскрыть психологические переживания человека как динамический процесс.

29.06.2017