Возникновение русского сентиментализма

Возникновение русского сентиментализма

Эти исторические предпосылки диктуют появление определенных принципов в эстетике сентиментализма. Если для классицистов главной задачей искусства было прославление государства, то в центре внимания сентименталистов находится человек, притом не человек вообще, а данный, конкретный, приватный человек. Ценность его обусловлена не принадлежностью к высшим классам, а личными достоинствами. Положительными героями большинства произведений являются поэтому представители средних и низших классов, чем обусловливался успех таких произведений у читателей из демократической среды.

Культу разума у классицистов сентиментальные писатели противопоставляют культ чувства. Внутренний мир человека, его психология, оттенки всевозможных настроений - доминирующая тема большинства произведений; новое содержание влечет за собой соответственно и появление новых форм: ведущими становятся жанры семейного психологического романа, дневника, исповеди, путевых записок, т. е. прозаические жанры. Слог становится «чувствительным», напевным, подчеркнуто эмоциональным. Образцы сентиментальных произведений на Западе - романы С. Ричардсона («Кларисса Гарлоу», «Памела, или Вознагражденная добродетель»), «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна, «Новая Элоиза» Ж. Руссо, «Страдания юного Вертера» И. Гёте и т. д. - нашли своего читателя и в России.

Возникновение русского сентиментализма объясняется в значительной степени тем, что в общественной жизни начинают играть немаловажную роль люди «третьего чина». Их настроения находят выражение в произведениях Ф. А. Эмина («Письма Эрнеста и Дорав-ры»), В. Лукина («Мот, любовью исправленный»), М. Веревкина («Так и должно», «Торжество дружбы»), а изображение «изгибов сердца» - в стихотворениях М. М. Хераскова, М. Н. Муравьева, написанных «во знак чувствительной души».

23.10.2017