Сентиментализм

Нельзя недооценивать тех новых путей, которые наметил писатель в разработке литературного языка. К работе над языком Радищев относился с большой степенью ответственности, так как отчетливо представлял себе общественную функцию языка (ему «одолжен человек всеми своими изобретениями и своим совершенством») и силу его воздействия («речь... становится почти изъявлением всесилия»). В отличие от писателей карамзинского направления Радищев в выборе лексических средств руководствуется принципами естественности и экспрессивной функцией слова, а не его «приятностью» или «изящностью».

В области поэзии Радищев тоже выступил как новатор, испытывая новые размеры, используя безрифменный стих в «народном» духе. Его перу принадлежат глубоко лирическое стихотворение «Журавли», несколько поэм (посвященная эпизоду из отечественной истории поэма «Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским божествам», «Песня историческая», обличающая тиранию; шутливая поэма «Бова»).

Перед собой как писателем и поэтом Радищев поставил сложное, необходимое задание:

И это задание он выполнил.

Итогом изучения Радищевым характера русской нации стали его следующие пророческие слова.

Если Радищев возглавил сентиментально-реалистическую линию в развитии русской литературы, то Н. М. Карамзин (1766-1826) оказался во главе сентиментально-романтической.

Сентиментализм возник на Западе в то время, когда «знаменем предреволюционной буржуазии было освобождение личности от оков феодально-крепостнического государства. Раскрепощение личности и составляет основной пафос просветительской философии и выросшего на ее основе раннего буржуазного реализма и сентиментализма. При ближайшем рассмотрении человек оказывается идеализированным портретом буржуа, но исторически прогрессивная роль лозунга несомненна».

21.10.2017