Свободное объединение

Свободное объединение

Свободное объединение Радищевым различных лексических пластов в пределах одного произведения (просторечие, славянизмы, сентиментальная фразеология) - свидетельство отхода писателя от стилистических канонов классицизма. Однако в ряде художественных принципов Радищев еще не вышел за пределы своего времени. По его собственному признанию, у него вместо точных портретов только «силуеты». Характеры (если не считать образа путешественника, трактовка которого в научной литературе различна) не получают развития, их художественная жизнь исчерпывается одним эпизодом.

Все же в создании портретов ряда персонажей Радищеву удается достичь выразительной конкретизации. Так, в главе «Новгород» дана колоритная зарисовка купеческой семьи, где описание внешних примет органично сливается с внутренней сущностью характеров: «Карп Дементьич - седая борода, в восемь вершков от нижней губы. Нос кляпом, глаза ввалились, брови, как смоль, кланяется об руку, бороду гладит, всех величает: благодетель мой...» и т. д.

В описании объекта, события, явления включается, как правило, и отношение к ним автора. Эмоциональная оценка явлений, способы ее выражения зависят у Радищева от степени общественного вреда, который приносят люди, учреждения, законы. Для осмеяния жульничества (обмеривания, вексельных махинаций) мужской части «честной компании» (купеческой семьи), нарушения моральных устоев их женами достаточно иронии. Когда же Радищев раскрывает перед читателем положение крепостного крестьянства, бесчинства и измывательство над ним дворян-помещиков, стиль его достигает высокой патетики, появляются гневное обличение и сарказм: «Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем, - воздух. Да, один воздух. Отъемлем нередко у него не токмо дар земли, хлеб и воду, но и самый свет. Закон запрещает у него жизнь. Но разве мгновенно. Сколько способов ее у него постепенно!»

27.04.2017