Большое внимание Радищева

Радищев убежден в том, что одаренность русского народа обязательно должна себя проявить. И действительно, народ очень музыкален: и в горести, и в радости его сопровождает песня, редко - веселая, хороводная; чаще - протяжная, грустная, как сама дорога, по которой едет возница; порой - полные драматизма рекрутские причеты.

Большое внимание Радищева к фольклору объясняется тем, что он видел в нем выражение характера народа, его души. Эту мысль писатель высказал в самом начале «Путешествия...»: «Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее. Все почти голоса таковых песен суть тону мягкого. На сем музыкальном расположении народного уха умей учреждать бразды правления. В них найдешь образование души нашего народа». В раскрытии русского национального характера Радищев при держивался взглядов, диаметрально противоположных взглядам Екатерины II. Императрица подчеркивала в русском народе его покорность («образцовое послушание») и религиозность («добродетели, от творца человеку данные»). Совсем другие качества национального характера выделял Радищев. «Посмотри на русского человека; найдешь его задумчива. Если захочет разогнать скуку или, как то сам называет, если хочет повеселиться, то идет в кабак. В веселии своем порывист, отважен, сварлив. Если что-либо случится не по нем, то скоро начинает спор или битву». Велика роль народа в устройстве будущего общества: «Бурлак, идущий в кабак повеся голову и возвращающийся обагренный кровию от оплеух, многое может решить доселе гадательное в истории российской».

Радищев глубже всех писателей XVIII в. постиг качества русского национального характера, искал и находил ответы на многие социальные вопросы в народном творчестве, в народной мудрости.

23.10.2017