Путешественник

С самодержавным правлением в России неразрывно связано крепостное право - второй омерзительный лик «чудища». Бесчеловечную сущность, невосполнимый общенародный вред института крепостного права Радищев разоблачает в нерасторжимом единстве и как художник-публицист, и как политик-социолог, просветитель-революционер. В главах «Зайцево», «Едрово», «Вышний Волочек», «Медное», «Го-родня» в полной мере показаны бесчинства над крепостными со стороны помещиков, охраняемых законами. Автор убеждает читателя в необходимости и неизбежности «человеколюбивого мщения» - освобождения крестьян силой, «снизу».

Путешественник понимает, что одно «сочувствие» крепостным невольникам будет «бесплодным». Радищев вместе с ним приходит к выводу, революционный смысл которого не вызывает сомнения: свободы «ожидать должно» «от самой тяжести порабощения». В главе «Городня» показана несостоятельность расчета русских просветителей на улучшение доли крепостных у «гуманного» «доброго» помещика. В главе «Едрово» отвергается мысль о том, что «крестьянин в законе мертв» пребудет постоянно. «Нет, нет, он жив будет, если того восхочет», - убежденно восклицает Радищев. Итак, главная тема «Путешествия из Петербурга в Москву» - разоблачение самодержавно-крепостнического гнета в России. Главная проблема - поиск тех средств, какими будет ликвидирован этот гнет (т. е. проблема народной революции). А главным героем в «Путешествии...» избран русский народ, крепостной крестьянин в первую очередь.

Особенно привлекателен созданный Радищевым образ крестьянской девушки Анюты (глава «Едрово»). Ее прямодушие и бескорыстие, высокая нравственность покорили путешественника. Радищев первым увидел красоту в труде. Его Анюта «мастерица плясать! всех за пояс заткнет», «а как пойдет в поле жать... заглядение». В понимании прекрасного Радищев предвосхищает Чернышевского и Добролюбова, а в создании привлекательного, целостного женского образа - Некрасова с его поэмой «Мороз, Красный нос».

17.10.2017