Кровавые жертвоприношения

Для того чтобы занять доминирующее положение среди соседних народов, они на первое место в пантеоне богов выдвинули своего малозначащего племенного бога Уицилопочтли: он не принимал участия в творении Солнц. Ацтеки всячески подчеркивали духовную связь с тольтеками и в свой божественный пантеон вводили их богов. Уицилопочтли требовал кровавых жертвоприношений: военнопленные, рабы и даже дети приносились ему в жертву. Обычно обряд жертвоприношения заключался в вырывании сердца у одной или нескольких жертв. Но иногда были и массовые жертвоприношения. Так, в 1487 г. было совершено ритуальное убийство более чем 20 тыс. человек. Жертвы были необходимы, чтобы дать богу Солнца животворный напиток - кровь, так как, по поверью, от этого зависело движение Солнца на небе, а следовательно, и существование мира. Из-за жертвоприношений необходимо было часто вести войны.

К моменту завоеваний испанцев правитель ацтеков назывался царем, но институт наследственной власти до конца еще не сложился. В отличие от майя и инков государство у ацтеков находилось в стадии становления. Вторым лицом и главным помощником правителя ацтеков считался человек, носивший титул Женщина-Змей. Был также и царский совет, и довольно разветвленная сеть протоминистерств: военное, сельскохозяйственное, судебное и т.д. Иерархия прослеживалась и у жрецов. Во времена Э. Кортеса «императором» ацтеков являлся легендарный Монтесума II. Существовал жесткий придворный этикет, согласно которому даже придворные должны были опускать глаза в присутствии своего «императора».

Ацтеки, как и майя, строили пирамиды, которые были украшены фресками, скульптурой, переполнены ритуальными фигурками из золота, серебра, платины. Помещали туда и огромное количество драгоценных камней и не менее драгоценных перьев. Все эти сокровища испанцами воспринимались почти как сон.

Показательно, что искусство ацтеков носило название «цветы и песни». Оно помогло им найти ответы на многие вопросы бытия, в котором все сон, все непрочно, все подобно перьям птицы кецаль. Художники, создавая свои произведения, обращались к темам человеческой жизни и смерти.

11.12.2017