Конгломерат различных этносов

В ранний период мусульманства не существовало жестких запретов на изображение живых существ. В пятой суре Корана говорится: «...и вот ты делал из глины подобие птиц с Моего дозволения...». В Медине, Мекке, Дамаске многие богачи украшали свои дома росписью и скульптурой. В багдадском историческом музее хранится монета с изображением халифа аль-Муктадира верхом на коне. Изображения живых существ не допускались только в росписях и мозаиках мечетей, чтобы не превратить их в предмет поклонения. Но изображать их разрешалось в рукописях светского содержания. Сохранилось множество рукописей с миниатюрами, на которых часто встречаются отдельные человеческие фигуры и многофигурные композиции. Но в основном исламское изобразительное искусство достигло виртуозности в арабесках, представляющих собой вид сложного орнамента, состоящего из геометрических фигур и стилизованных листьев, цветов и др.

Халифат был сложным конгломератом различных этносов, стремившихся к восстановлению независимости. Власть халифов со временем слабела. При всем своеобразии модели развития халифат, как и многие европейские страны, вступил в период раздробленности. К середине X в. у некогда могущественной империи осталась лишь небольшая территория в Месопотамии вокруг Багдада. Но и она была завоевана турками-сельджуками в 1055 г. На этом заканчивается история Арабского халифата, но не ислама и его культуры. Турки сохранили за халифом духовную власть, отобрав светскую. Светским главой турецкого государства был провозглашен султан. Халифы становятся «папами Востока». Разгромив турецкий султанат в 1258 г., монгольский хан заставил халифа дать ему титул «султана Запада и Востока». Но вскоре халифы вынуждены были покинуть Багдад, а халифат был упразднен.

20.09.2017