Экономический нажим

Беспроигрышным было идеологическое обоснование завоевательной политики. Войны против неверных, названные джихадом, были объявлены священными. Считалось, что каждый погибший в этой войне попадал в рай. Арабы сумели не только завоевать огромные территории, но практически везде на них насадить ислам. Это удалось потому, что они прибегли не к грубой лобовой идеологической атаке, а к завуалированному, но более действенному экономическому нажиму. Местные жители, принявшие ислам, на несколько лет освобождались от уплаты налогов, а впоследствии платили только десятину, в то время как немусульмане отдавали от трети до половины своего урожая. Кроме того, активно проводилась политика арабизации. Расселяясь на новых землях и занимая ведущие посты в управлении империей, арабы брали себе в жены представительниц местного населения (ислам разрешает многоженство). Все многочисленные дети в этих семьях воспитывались только в традициях ислама.

Кроме того, переводить Коран, написанный на арабском языке, долгое время запрещалось. Арабский язык стал не только государственным языком, но и престижным средством общения. Таким образом, он был единственным в сфере религии и доминировал в науке, литературе, образовании.

От выборной формы власти (первые халифы выбирались) после кризиса 661 г. перешли к наследственной. В результате раскола в верхах, где явственно стала обнаруживаться тенденция отхода от аскетизма в быту, свойственного жизни в государстве при первых халифах, начинает набирать силу движение за захват земли в частную собственность и расширение института рабства. После череды заговоров и убийств в высшем эшелоне власти во главе государства встал Муавия, основавший династию Омейядов (661 -750). Создается кодекс арабского права - шариат, в основу которого был положен Коран. Столицей халифата становится город Дамаск. Этот древнейший из городов мира упоминается еще в Библии, а также в египетских текстах XVIII в. до н.э.

23.05.2017