Античные мастера

Примерами зрелого мозаичного искусства XI-XII вв. являются изображения в монастыре Дафни (недалеко от Афин) и в церкви Чефалу (Сицилия). Их отличает четкая, устоявшаяся система в расположении религиозных сюжетов. В мастерстве художников появляется изысканная тщательность. Смальтовые кусочки уже не располагаются импрессионистически, а выкладываются по ровным линиям, согласно цвету. В этот период достигает особой зрелости ювелирное искусство: резьба по кости, инкрустация драгоценными камнями, эмаль. Стали изготавливать небольшие мозаичные иконки. На некоторых из них кусочки смальты были не больше булавочной головки, что подтверждает возросшее мастерство художников. Но главное, что отличало живописные изображения, - это глубокая одухотворенность. Знаменитая на Руси икона Владимирской Богоматери была привезена из Византии в XII в.

Античные мастера при изображении сильных чувств всегда прибегали к бурным телодвижениям, ибо они не могли изобразить глубинные чувства при статичном положении фигуры. В этом византийское искусство их превзошло.

Последний всплеск искусства Византии приходится на XIV в., который называют по имени правящей императорской династии Палеологов палеологовским возрождением. Для него была характерна экспрессия, что нашло свое отражение в мозаиках Спаса в Хоре в Константинополе.

Научные достижения византийских ученых были широко известны за пределами империи. «Христианская топография» Косьмьт Индикоплова может служить примером замещения античной космогонии библейским мифом о сотворении мира. Среди византийских интеллектуалов были не только теологи. Уже в XI в. имелись сторонники идеи о сферичности Земли и теорий как гео-, так и гелиоцентрического строения Вселенной. Прекрасно были развиты математика, механика, картография. В X в. при Константине VTI Багрянородном было составлено более 50 томов «энциклопедий» по различным отраслям знаний. Большой вклад в развитие исторической мысли внесли патриарх Никифор, Лев Диакон, Михаил Пселл.

27.04.2017