Лики ангелов

Много ранневизантийских мозаик V-VTI вв. сохранилось в храмах и усыпальницах Равенны (мавзолей Галлы Плацидии и церковь Сан-Витале), расположенной на берегу Адриатического моря. Среди мозаик Сан-Витале есть портретные изображения Юстиниана и его жены. Первоначально на фресках фон делался из смальты синего цвета, впоследствии он был заменен на золотой, который не нарушая плоскость стены, замыкал изображаемое пространство, рождая ощущение мерцающего небосклона.

Лики ангелов еще соответствовали классическим пропорциям, но взгляд их стал пристальным, почти гипнотизирующим, рот уменьшился в размере, нос стал более тонким. Манера их исполнения действительно чем-то схожа с импрессионистской: кубики смальты - розовые, бледно-сиреневые, белые, оливковые и т.д. расположены как бы беспорядочно. Но на расстоянии выявляется р тонкий расчет, ибо они, сливаясь, создают изображение почти к Живого лика.

Политический конфликт между гражданской знатью и военно-политической жизни значение стратипов, при этом не ослабляя армии. Удовлетворить интересы обеих группировок знати удалось за счет монастырей, накопивших огромные богатства. В 726 г. Лев III объявил почитание икон и мощей святых идолопоклонством. Им был видвинут тезис: кто за почитание икон и мощей, тот против трона и державы. Начинается период иконоборчества: иконы уничтожались, монастыри закрывались, монахов насильственно женили и записывали в войско, а монастырские сокровища переходили в государственную казну и к аристократии. В конце VIII в. иконоборчество стало ослабевать, так как свои основные задачи выполнило: монастыри были ослаблены и поставлены под надзор государства, сепаратизм крупных религиозных центров также был подавлен и над стратигами был установлен жесткий контроль со стороны укрепившейся центральной власти. Огромное количество художественных памятников было уничтожено в это время. И хотя иконопочитание было в Византии восстановлено, но стиль византийского искусства изменился. Он стал более строгим и каноническим. Появляются «прообразы» - постоянные иконографические схемы, от которых нельзя было отступать. По большей части изобразительное искусство Византии анонимно.

19.11.2017