Скульптура в Византии

Тем, кто его видит, он кажется исключительным, тем, кто о нем слышит, - невероятным... Он весь полон света и солнечных лучей, и можно было бы сказать, что не снаружи идет это освещение, а само оно рождает этот дивный блеск, так чудно светел этот храм». Стены этого грандиозного сооружения были украшены мозаикой из разноцветного мрамора. Пол набран из порфира, яшмы и мрамора и уложен с большим вкусом. Первоначально верхняя часть стен первого этажа и стены галереи были покрыты мозаичными картинами на религиозные темы, а также портретами патриархов и императоров. Как свидетельствуют источники, до разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 г. алтарь был из чистого золота, украшен драгоценными камнями и эмалью. В середине центрального нефа стоял амвон из слоновой кости, цветного мрамора и серебра. Купол над амвоном был сделан из золота и инкрустирован драгоценными камнями. О богатстве собора ходили легенды. Современники утверждали, что только в его ризнице хранится не менее полутора тонн изделий из серебра.

Ощущение огромного пространства в соборе создавалось тем, что несущие купол столбы, замаскированные тонкими, легкими перегородками, воспринимаются как простенки. Собор Св. Софии можно по праву считать наивысшим достижением византийской архитектуры.

Скульптура в Византии развивалась мало, хотя многочисленные античные статуи продолжали еще долгое время украшать улицы Константинополя. Это было предметом гордости, показателем культурной преемственности.

Византийцы переняли стиль позднеантичной живописи, который получил название «античный импрессионизм». Главными формами византийской живописи были монументальная храмовая живопись: фресковая и мозаичная, а также иконопись и книжная миниатюра. Особого искусства достигли византийцы в создании мозаичных панно или, как их еще называли, «мерцающей живописи». Мозаики выкладывались из кусочков смальты, представляющих собой сплав стекла с различными минеральными красителями.

29.06.2017