Храм Св. Софии

В ранний период византийской истории создаются шедевры, вызывающие восхищение и в наши дни. К ним относится храм Св. Софии, который воздвигнут в правление Юстиниана в Константинополе зодчими Исидором из Милета и Анфимием из Тралл. Средневековые формы христианских церквей значительно отличались от античных храмов. В последних огромную роль играло их наружное пластическое решение, потому что все празднества и обряды совершались снаружи, на площади перед храмом. Внутреннее же пространство, где в полутьме размещалась статуя божества, было подчиненным, как бы второстепенным. Не то было в христианских церквах. Они мыслились как место, где собирается для участия в таинстве богослужения община верующих. Поэтому главной задачей архитекторов стала организация внутреннего пространства храма, а его внешний вид интерпретировался как оболочка. В церковном зодчестве Византии наиболее распространенными были две архитектурные формы - базиликальная и крестово-купольная. Крестово-купольная конструкция, видимо, имеет восточные корни. Эти храмы, как правило, были квадратными в плане. Четыре внутренних массивных столба делили внутреннее пространство на девять ячеек и поддерживали купол, символизирующий небесный свод. Тип базилики нашел свое утверждение и развитие в Западной Европе, а в Византии в основном возобладал крестово-купольный.

Храм Св. Софии представляет собой редкий пример соединения обоих типов (базиликальный план с купольным перекрытием). На строительстве храма одновременно работали 10 тыс. человек. Император ежедневно посещал стройку. Все доходы империи за пять лет не покрыли расходов на сооружение храма. Потрясали не только размеры собора, его отделка или стройматериалы - известь изготовляли на ячменной воде, а в цемент добавляли масло, для оформления алтаря был придуман новый материал, в расплавленное золото и серебро помещали драгоценные камни и жемчуг - но и его купол, диаметр которого составлял почти 32 м. Он покоился на 40 стрельчатых окнах, создавая впечатление, что он парит над стенами собора. Современники говорили, что купол золотыми цепями прикреплен к небу. Прокопий Кесарийский писал, что «этот храм являет собой чудесное зрелище.

18.08.2017