Наличие образования

Наличие образования было и одним из основных условий для получения должности в государственных и церковных учреждениях. Императоры старались набирать кадры светской и духовной администрации из числа образованных лиц. Карьера большинства выдающихся политических деятелей Византии, многие из которых были незнатного происхождения, показывает, что именно образование открывало им доступ в высшие слои общества. В качестве примера можно назвать такие имена, как Лев Математик и Михаил Пселл. Кроме того, образованность помогала не только улучшить свой социальный статус, но и повысить материальное благосостояние. Поэтому родители всячески старались отправить свое чадо в школу, надеясь, что «наука и письмо» помогут ему сделать служебную карьеру. При таком отношении к образованию неудивительно, что уровень грамотности в Византии был необыкновенно высок для того времени, разумеется. Каждый десятый ромей был грамотным. Начальные школы существовали повсеместно, но только в городах. Алексей I Комнин организовал школу для сирот воинов, павших за родину. Порой даже рабов отдавали учиться. Начиная с VIII в. грамотность стала обыденным явлением даже среди женщин. В подтверждение этому можно привести высказывание восточнохристианского богослова VIII в. Иоанна Дамаскина: «Ученье - свет, а неученье - тьма».

Курс обучения, позволяющий, с точки зрения византийцев, получить всестороннее образование, состоял, как и в западноевропейских странах, из дисциплин тривиума и квадривиума, т. е. «семи свободных искусств». В Византии в течение нескольких веков вся наука, а также учебные заведения повышенного типа: школы грамматиков, риторов и философов - были сконцентрированы в основном в Константинополе, лишь с XIII в. оживилась научная жизнь на периферии империи. Именно в Константинополь в первую очередь, покидая родные места, устремлялись молодые люди, жаждущие получить образование и сделать карьеру.

26.05.2017