Развитие образования в империи

Развитие образования в империи было не всегда гладким. Так, средняя платная школа создавалась самими учителями - грамматиками и была редкостью даже в больших городах. Желающие обучиться наукам отправлялись к известным ученым-эрудитам. В IV-VI вв. научными и культурными центрами были Афины, Антиохия, Бейрут, Александрия. Постепенно эти античные культурные очаги приходят в упадок, чему способствовала набиравшая силу христианская церковь. Известным актом культурного варварства можно считать специальный указ императора Юстиниана, закрывшего прославленную школу неоплатоников в Афинах.

Между тем авторы агиографических памятников непременно отмечали образованность своих героев, считая ее одним из их достоинств. В Житии Федора Студита прямо говорится о значимости светской науки и полезности ее изучения, поскольку она не только знакомит ортодоксальных христиан с аргументами и оружием их идейных противников, но и вооружает на борьбу с ними. О полезности образования как для василевсов, так и для подданных упоминали в своих трудах многие византийские монархи. По мнению императрицы Ирины, супруги Алексея I Комнина (1081 - 1118), «свободные науки улучшают нравы людей» и знакомство с ними «подготовляет к беспорочному царствованию тех, кто собирается наследовать власть».

К неграмотным в Византии относились без всякого уважения, их необразованность постоянно вызывала насмешки. Отсутствие образования рассматривалось как существенный недостаток, как несчастье и даже отсталость и неполноценность. Византийские тексты полны порицаний невеждам, даже императорам, чье правление рисовалось черными красками, например, царствование Романа I Лакапина (920-944).

21.10.2017