Продолжение церковного театра

Сформировался в Средневековье и церковный театр, который всегда был строго идеологизирован: представление служило иллюстрацией к проповеди. Он возник в IX в. из примитивных рождественских и пасхальных инсценировок. Реалистические тенденции привели к тому, что латынь уступила место живому народному языку. Стали появляться световые и звуковые эффекты, создавались особые театральные машины. Кроме сюжетов из Евангелия, стали показывать и сцены из Ветхого Завета, сказания о святых и мучениках. Представление стали выносить из стен церкви первоначально на паперть, а затем и на городскую площадь.

Своего рода продолжением церковного театра стал миракль (в пер. с фр. «чудо»). Это были пьесы, которые ставились на национальных языках и имели большую свободу в выборе сюжета. Сюжетами могли выступать не только средневековые легенды, но и восточные сказания. Сохранились сборники тех времен, например «Миракли Святой Девы», где содержится около 40 пьес. Миракли, в свою очередь, сменяются мистериями (от гр. mysterion - тайна, таинство). Но мистерии ставились всегда вне церковных стен. Это были массовые представления на рыночных площадях. Мистерии были крайне дорогостоящими мероприятиями. Города соревновались друг с другом по своему экономическому могуществу, пытаясь превзойти соперников по роскоши и массовости постановок, а также и по длительности. Рекорд был поставлен во французском г. Валансьене в 1547 г., где представление шло... двадцать пять дней! Мистерии носили скорее эпический, чем драматический характер. Они представляли собой гигантские драмы в несколько десятков тысяч стихов. Это был своего рода театральный эпос. Однако в его основе, несмотря на реально-бытовую и комическую обработку пьес, была библейско-религиозная тематика. В таких спектаклях могло быть занято до 500 человек. Мисте-рпальный театр просуществовал до середины XVI в., когда он уже полностью перестал соответствовать запросам времени.

11.12.2017