Театр и драматургия

Театр и драматургия также заняли достойное место в эпоху Средневековья. Варварские королевства унаследовали от римлян не только здания театров, амфитеатров и цирков, а также многочисленный штат мимов и гистрионов, но и, самое главное, классический репертуар, состоявший из пьес Сенеки, Плавта и Теренция. Постепенно под давлением церкви античная театральная традиция трансформировалась: актеры, которые не могли уже больше выступать в стационарных театрах, вернулись к бродяжничеству, вовлекая в свое искусство практически все европейское население. Постепенно это искусство стало довольно непритязательным. Оно включало в себя пляску и музицирование, клоунаду и фокусы, показ марионеток и дрессированных зверей. Актеров стали называть потешниками, откуда и пошло слово жонглеры. Искусство жонглеров за его пародийный характер, за их эпатажный образ жизни, за распространяемые ими веселье и радость в обществе, где основой материальной жизни считалась аскеза, подвергалось церковным гонениям. Жонглеры были отлучены от причастия, их не могли хоронить в церковной ограде и т.д.

Среди жонглеров выделялась группа, наиболее непримиримо настроенная против церкви. Их называли вагантами - «бродячими людьми». Как правило, это были беглые монахи. Их отличала I от остальных актеров большая образованность. Сохранилось большое количество написанных на латыни фривольных песен, на-правленных против церковного аскетизма и прославлявших земные чувственные удовольствия. Жонглеров и вагантов можно условно назвать «эстрадными артистами Средневековья».

В подражание латинским драмам были написаны и собственно средневековые пьесы. Автором ряда комедий была уже упоминавшаяся монахиня Гротсвита Гандерсгеймская. В XI -XII вв. стали появляться «элегические» комедии. Их исполняли, без разделения на лица, декламаторы в стенах монастырей и монастырских школ.

22.08.2017