Период готики

Средневековые живописцы использовали чистые яркие цвета. Это трудно было связать с тем, что в их творчестве главным был образ страдающего, оскорбленного человека. В готике преобладают сюжеты, связанные с мученичеством и мучительством. Художники не щадят нервную систему зрителей, они подчеркивают страдание всеми доступными им средствами. Каноном красоты в готике является красота душевная, которая находит выражение во вдохновенном экстазе некрасивого, истощенного тела. Таковы многочисленные изображения распятого Христа. Это не столько отрицание плоти вообще, сколько противопоставление сытой, но духовно бедной жизни городского патрициата. В итальянских средневековых городах элита носила название «пополо грассо» - жирный народ, а весь рабочий люд - «пополо минуто» - тощий, хилый народ. В это время особенно популяризировалось в массах высказывание Иисуса Христа о том, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в царствие небесное. Это был период очень сильной социальной поляризации общества. В большинстве готических соборов скульптурное убранство преобладало над живописью (не считая витражей). Это объясняется характером архитектуры: стены из-за своей ажурности мало подходили для фресок. Поэтому готическая живопись развивалась не столько в форме фресок, сколько в росписях створок алтарей и миниатюре.

Именно в период готики своего наивысшего расцвета достигает книжная миниатюра, где образ жизни и мышления Средневековья запечатлен полно и разнообразно. Миниатюры представляют собой не только художественную, но и собственно историческую ценность. По ним (а в фолианте могло быть несколько сотен маленьких картин) можно реконструировать моды, прически, убранство жилищ и мастерских, внешний облик городов и деревень того времени. В готический период создаются прекрасные декоративные и ювелирные изделия. Готический стиль объединил в ансамбль художественные предметы быта, мебель, одежду, украшения и архитектуру.

27.06.2017