Первые каменные христианские церкви

Наиболее крупным и сильным среди варварских государств было франкское, созданное королями из династии Меровингов. Франки, что в переводе означает «отважные, вольные», заявили о себе еще во время битвы 451 г. на Каталаунских полях (близ Труа в Шампани), в которой римляне победили гуннов, руководимых Аттилой. Франки сражались на стороне римлян как их федераты. Огромную роль в формировании крупного централизованного государства франков сыграл король Хлодвиг (481 - 511). При нем не только в результате активной военной экспансии была расширена территория королевства, но и был составлен первый свод законов - «Салическая правда». При Хлодвиге было принято христианство. Наиболее развито было в меровингский период художественное ремесло. Франки, используя различные орнаменты, обильно украшали одежду, оружие и предметы быта. Стиль орнаментального прикладного искусства, при котором в замысловатые узоры вплетались изображения сказочных зверей, получил название звериного. С принятием христианства изменяется франкское искусство. В монастырях переписчики книг создали новый художественный жанр - миниатюру (так называли иллюстрации). На этих изображениях еще не было объемности фигур, образы людей были упрощены. Культурным центром в раннее Средневековье стала Ирландия, где художники достигли наибольших высот в миниатюре.

Появляются первые каменные христианские церкви, перенимавшие черты римских базилик. Два ряда соединенных арками колонн делили церковь в длину на три нефа. Средний неф всегда был шире и выше боковых, в его верхней части находились окна. Важнейшим признаком базилики и служила эта верхняя, залитая солнцем часть здания. В восточной части был еще один неф, перпендикулярный остальным. Базилика в плане представляла собой букву «Т». Из восточной стены наружу выступала полукруглая ниша - апсида, где размещался алтарь. Интерьер церкви украшался фресками и мозаиками. Первоначально изображения святых окружал тератологический орнамент из фантастических животных. В отличие от античности в христианских храмах нигде не было изображения нагого человеческого тела.

18.08.2017