Персидская держава

На Среднем Востоке это была первая крупномасштабная империя с единым правителем и единым государственным языком - арамейским. В результате сложилась, по сути, новая административная система, которая до конца правления Ахеменидов практически не менялась. Данная система позволила достичь такого расцвета экономики и соответственно так повысила жизненный уровень населения, что превратила Персию в некий «постиндустриальный» образец эпохи «восточных деспотий». Это было так называемое «персидское (или Ахеменидское) чудо». Почти 200-летнее правление династии Ахеменидов характеризовалось беспрецедентным перемещением людей, вещей и идей, что было совсем не характерно для «азиатской формы» правления. А, например, Вавилон, один из наиболее крупных городов, вновь превратился в космополитический центр культуры.

Кроме силового давления, Персидская держава основывала свою территориальную целостность на отлаженной административной системе, прекрасных коммуникациях, высокой терпимости к местным законам и традициям подвластных персам народав. Религиозная терпимость также была свойственна персам. За это они получали лояльность покоренных народов. Используя местные административные традиции, персы часто допускали к управлению представителей элиты этих народов. Так, в Вавилонии, Египте, Малой Азии и др. обычно судьями, градоначальниками, сборщиками налогов, начальниками царских строительных работ были местные жители. В период правления Дария I проводилась огромная работа по изучению и кодификации законов покоренных народов. Они унифицировались в масштабах сатрапии и обязательно изменялись в связи с царской политикой. Согласно Платону, Дарий I установил законы, наложив дань на покоренные народы, которую еще Кир обещал персам. У самих же персов было довольно примитивное право. Решения царя обсуждению и изменению не подлежали: Однако царь правил, исходя из обычая. Он советовался с представителями 7 знатнейших родов. Царь мог ввести новые законы, основываясь на «желании» верховного бога Ахурамазды.

23.05.2017