Основы учения даосизма

Один из его последователей - Мэн-цзы, живший на рубеже IV-III вв. до н.э., выдвинул тезис, гласивший, что народ в праве выступать против недобродетельных правителей. В Европе этот тезис появился лишь в эпоху модернизации. В конфуцианстве четко прослеживается антропологическая направленность.

Основы другого учения - даосизма - были заложены легендарным Лао-цзы, старшим современником Конфуция. Лао-цзы приписывают авторство древнейшей книги Китая «Дао дэ цзин» («Книга о пути и добродетели»). Действительность, согласно учению даосов, враждебна человеку, учит Лао-цзы, мир страшен. Гармония, счастье и блаженство остались в прошлом, в «золотом веке». Но Лао-цзы пытался не только философски объяснить мир, указав его первопричину, но и показать путь к «спасению». Если у конфуцианцев в основе учения лежали взаимоотношения человека и социума (общества), то у даосов - человека и космоса. Они призывали к познанию дао (в переводе - путь, закон). Для этого, как они считали, надо избегать всего искусственного, нарочитого, что связано с культурой, стремиться к единению с природой, космосом и следовать их законам, ибо они развиваются согласно дао. В конечном итоге обращение к природе и уход от мира связывался у них с идеей бессмертия. Одной из составляющих даосизма стал принцип недеяния: надо уметь организовать пространство вокруг себя, опираясь на законы дао, и наладить свою жизнь таким образом, чтобы все в ней шло без активного участия человека, без вмешательства в естественный ход вещей. Принцип недеяния предполагалось распространить не только на частную жизнь, но и на управление государством. Очевидно, что даосизм не имел шансов стать государственной доктриной, в отличие от конфуцианства.

Доктриной, претендующей на наибольшее влияние в правящих кругах, стал легизм. Его предтечей считают Гуань Чжуна, реформатора, жившего в VII в. до н.э. Суть легизма в культе закона, в беспрекословном выполнении всех распоряжений центральной власти. Именно это учение становится лидирующим в правление династии Цинь. В ханьский период идеологическое первенство вновь завоевало конфуцианство.

25.04.2017