Основатель философии конфуцианства

Древние китайцы представляли себе мир в виде господства двух начал - ян и инь. Первое олицетворяло собой вес небесное, второе - все земное. Первое вобрало в себя все светлое и возвышенное и ассоциировалось с мужским началом, а второе, низменное - с женским.

Верховным божеством было Небо. В древнейшей книге «Шуц-зин» («Книга истории») написано: «Только небо осуществляет наблюдение за народом, ведает справедливостью, посылает устойчивые или неустойчивые урожаи. Без неба погибнет народ. От неба зависит его судьба».

В эпоху распада единого государства (VI - III вв. до н.э.) в Китае возникают конфуцианство, даосизм и легизм. Китайцам в религиозном отношении всегда были присущи умеренность и рационализм. Для раннечжоуского Китая (XII -X вв. до н.э.) был характерен культ легендарных мудрецов и героев древности, олицетворением чего и явилось учение о Мандате Неба. Согласно этому учению, верховное божество, бог Неба (носящий, кстати, абстрактный характер), определяет, кто достоин власти. Главным критернем здесь выступала добродетель претендента на императорский престол.

Основателем философии конфуцианства, во многом определившей развитие китайской цивилизации, был Конфуций (551-479 гг. до н.э.), которого называют «Учителем Десяти тысяч Поколений». Социальным идеалом Конфуций провозгласил «бескорыстного рыцаря безупречной морали», которому должны быть присущи чувство высокого долга, гуманность, почитание старших, соблюдение норм взаимоотношений между людьми, базирующееся на принципе: «Не делай другому того, чего не хочешь себе». «Любите всех, будьте привержены ко всему человеческому началу! Будьте деятельны и, если у вас найдутся силы, учитесь просвещению», - проповедовал Конфуций. Мудрец предложил начать моральное совершенствование с самого себя, а затем наладить взаимоотношения в семье. Потом можно распространять эти правила на административное управление и государственную политику, потому что государство может рассматриваться как большая семья. Конфуций хотел создать этически и социально гармоничное общество. Им была основана первая частная школа в Китае, где готовили кандидатов на должности государственных чиновников.

21.10.2017