Древнекитайская мифология

Древнекитайская мифология представляет собой совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской, буддийской и более поздней народной мифологии. Отличительной чертой древнекитайской мифологии является историзация мифических персонажей, в которых под влиянием рационалистического конфуцианского мировоззрения очень рано стали видеть реальных деятелей глубокой древности. Главнейшие персонажи превращались в императоров и правителей, а второстепенные - в чиновников и т.п. Большую роль играли тотемистические представления. Так, племена Ся считали своим тотемом змею, а инь-цы - ласточку.

Древнейший космогонический миф повествует о том, как из бесформенной массы, подобно содержимому куриного яйца, выделяются

Небо и Земля. В это время и родился Паиь-гу. По мере его роста в течение 18 тыс. лет светлое начало - ян - образовало небо, а мутное - инь - землю. Вырастая ежедневно на 1 чжан (около 3 м), Пань-гу достиг гигантских размеров в 90 тыс. ли (около 45тыс. км). Считается, что это расстояние, на которое земля удалена от неба. С ним, как и с древнеиндийским Пурушей, связывается происхождение явлений природы: с его вдохом рождается ветер и дождь, с выдохом - гром и молния; он открывает глаза - наступает день, закрывает - наступает ночь. Когда Пань-гу умирает, его локти, колени и голова превращаются в пять священных горных вершин, волосы на его теле - в деревья и травы, паразиты на его теле – в людей и т.д.

Миф свидетельствует об уподоблении в Древнем Китае космоса человеческому телу и соответственно о единстве микро- и макрокосмоса.

Культурным героем, научившим людей охотиться и варить мясо, плести сети и ловить рыбу, был покоритель зверей мудрец Фу-си. Он также обучил их писать иероглифы, играть на музыкальных инструментах и установил правила женитьбы.

27.06.2017