Художники, относящиеся к двум различным течениям

Художники, относящиеся к двум различным течениям

Фрески выполнены темперными красками на тонком слое гипса, нанесенном на поверхность стены. Состав красок до конца не _ разгадан и поныне. Они обладают удивительным свойством - лю-минесцируют (светятся) в темноте. По фрескам можно изучать архитектуру древних городов, старинные костюмы, ювелирные изделия, образцы оружия, их по праву можно назвать энциклопе-дей индийской жизни. На этих росписях представлены все социальные слои, все человеческие чувства: любовь и ненависть, радость и горе.

Художники, относящиеся к двум различным течениям в буддизме - хинаяне и махаяне, по-разному изображали те или иные аспекты религии. Так, мастера хинаяны никогда не использовали в своих росписях образ Будды, давая только его символическое изображение. А художники махаяны, сначала придав Будде человеческие черты, затем вывели на фресках все те многочисленные образы людей и богов, которые упоминаются в сказаниях о Будде. Именно этими сюжетными росписями и украшены стены скальных пещер Аджанты.

Особенно много росписей в боковых галереях и кельях монахов. Особого внимания заслуживает фреска «Искушение Будды воинством демона Мары», где Будда восседает под священным деревом бодхи, стремясь познать истину, а демон Мара, олицетворяющий собой все пороки и слабости людей, направляет против него целый сонм искусительниц и злых духов, но не может достичь своей цели.

Наряду с росписями, навеянными буддизмом, есть фрески на исторические сюжеты, жанровые, а иногда и чисто бытовые. В них прослеживаются элементы пейзажа и портрета. Особенно выделяется галерея женских портретов. Есть здесь и изображения героев, пришедшие из мифов эпохи Вед. К этим шедеврам можно отнести фреску «Летящий Индра и девы-апсары». Индра виртуозно изображен в полете в окружении божеств танца и пения - апсар и гандхарвов.

27.06.2017