Социальные отношения

Причем боги, исходя из космогонических воззрений древних ариев, являлись не столько творцами, сколько организаторами мира. Человек рассматривался как часть живой природы, при этом различия его с животными и растениями не значительны, ибо они тоже имеют тело и душу. Тело смертно, а душа вечна. После смерти она попадает в другое тело. Сансара - странствие души по различным телам является бесконечным. Правда, наличествует и мокша, представляющая собой освобождение души от страданий, связанных с пребыванием в телах. Существует карма - закон возмездия, или некая гармоничная сочетаемость хороших и дурных поступков. Карма выравнивает этот баланс в сторону позитива, но всегда идет расплата за все плохое, когда-либо совершенное. Со временем возникают понятия ада и рая. В религиях, сложившихся в Индии - брахманизме, индуизме, буддизме и джайнизме, проблема высвобождения души из череды бесконечных перевоплощений (сансары) становится основной, но решается по-разному.

Арии полностью изменили социальные отношения, установив варновый строй. Мир, по космогонии ариев, произошел из человека-вселенной Пуруши. «От него возникли лошади и гимны, коровы и напевы, Индра и Агни, Солнце, Небо и Земля» - говорится в «Гимне Пуруше». Люди произошли из разных частей тела Пуруши: из его уст - брахманы (священнослужители), из рук - кшатрии (князья и воины), из бедер - вайшья (крестьяне, ремесленники и торговцы), а из ступней - шудры, уделом которых были самые грязные и непрестижные виды деятельности. Таким образом, объяснялось и закреплялось социальное неравенство. Арии относились к первым двум варнам: брахманам и кшатриям, тем самым закрепляя свое политическое господство, а коренное население Индии - к двум низшим: вайшья и шудрам. Варновый строй освещался брахманизмом, а затем и индуизмом, сменившим его в Средние века. В брахманизме верховным богом был Брахма. Он не имел корней ни в ведийской идеологии, ни в народном сознании. Его культ так и не получил широкого распространения в Индии.

25.04.2017