Неоднородность времени

Неоднородность времени заключалась в том, что оно имело качественные характеристики, могло быть хорошим и плохим. Праздничное время представляло собой период сопричастности вечности. Кроме него, существовало и обыденное время, имеющее совершенно иное качество.

Важной особенностью этой архаической культуры было тесное соотношение времени и пространства. Изобразительный материал хараппцев дает возможность проследить основную тенденцию в изображении пространства. Суть ее состоит в том, что любой объект, реальный или иллюзорный, изображался так, как он существовал сам по себе, а не так, как виделся художником. Изображение было лишено трех евклидовых атрибутов пространства - бесконечности, непрерывности и единообразия. В протоиндийском изобразительном искусстве то, что наиболее значимо и ценно, помещалось ближе к центру или в самом центре, а то, что менее значимо, - ближе к краю изображения. Поэтому в мифическом пространстве возможно то, что в реальном (евклидовом) показалось бы абсурдом. Например, стороны света являлись не просто направлениями - они изображались как зримые сущности, живые существа. Мир воспринимался как конкретное целое, что может быть продемонстрировано в образе «мирового древа». Древо воплощало образ Вселенной в ее постоянном возрождении и моделировало ее временные и пространственные координаты.

Одной их характерных черт культуры Индской цивилизации является ее предельный консерватизм. В Мохенджо-Даро, где раскопано девять культурных слоев, было выяснено, что на протяжении тысячелетий очертания улиц не менялись, так же как и расположение домов. Видимо, и форма правления в этой цивилизации тоже оставалась неизменной.

В середине II тыс. до н. э. на эти территории пришли арийские племена. Они принесли с собой совершенно другую культуру. Основными письменными источниками для ее изучения стали Веды - сборники, включающие как религиозно-философские сочинения, так и этико-правовые и ритуальные тексты, а также эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Согласно Ведам, мироздание состояло из трех миров, которыми правили Индра, Агни и Сурья.

21.10.2017