Календарь у хараппцев

Встречаются, но крайне редко, антропоморфные изображения богов. В протоиндийской религиозно-мифологической системе уже были пары и группы богов. Существовала также группа мифических персонажей, называемая предками или отцами, которые представляли собой обожествленных умерших родственников. Дошедшие до нас фрагменты свидетельствуют о том, что религиозно-мифологические знания выполняли для протоиндийцев ту же функцию, что и научные знания в современном мире. Религия служила человеку, помогая ему как можно счастливее построить мирскую жизнь, охранить себя от болезней, нужды и смерти.

Сложен и своеобычен был календарь у хараппцев. Год символически изображался знаком колеса с шестью спицами, воплощая «колесо времени» - понятие фундаментальное для всей индийской архаической культуры. Он делился на более мелкие циклы: полугодия, сезоны, месяцы (лунные), сутки и т.д., вплоть до долей секунды. Дни лунного месяца имели свои имена, которые им давались по так называемым лунным созвездиям. Человеческий год приравнивался к суткам богов. Временной свод протоиндийцев потрясает своей целостностью, своими сложно переплетающимися циклами, уходящими в космическую бесконечность. Яркой и своеобразной чертой хараппской культуры является и почитание лунных созвездий (накшатр), эта традиция сохраняется в Индии и поныне.

Время у хараппцев было циклическим, обратимым и неоднородным. Цикличность задавалась действительностью: смена времен года и связанных с ней земледельческих работ и промыслов, смена поколений, круговорот человеческой жизни. Обратимость времени была также увязана с его цикличностью. Прошлое мыслилось как повторение циклов, различающихся между собой лишь качественными характеристиками, поэтому то, что будет, привычно и не внушает страха, так как оно уже было. Предки, находящиеся как в прошлом, так и в будущем (согласно циклическому движению времени), гарантировали определенную защищенность завтрашнего дня.

27.06.2017