Религия хараппских жителей

Наибольшую информативную ценность для понимания мифологии и религии цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро представляют сцены, изображенные на печатях и других археологических объектах. Они как бы в сжатом виде содержат древние мифы. В распоряжении современных исследователей имеются зооморфные и графические символы, которые трудно однозначно интерпретировать. Видимо, у них было неопределенное множество богов как объектов почитания.

На протоиндийских печатях и керамике много изображений деревьев, которые, в соответствии с традицией, почитались либо как вместилище, дом божества, либо как его зримое воплощение.

Деревья часто ассоциировались с культом плодородия. Кроме того, дерево, символизирующее в мифах многих народов мира пространство («мировое древо»), выступало в этой же роли и у дравидов. Корни, уходящие в нижний мир, представляли царство мертвых, ствол - земную жизнь, а крона - верхний мир, мир небожителей. При этом древо соединяло все три мира воедино, будучи их центром и осью.

Религия хараппских жителей была зооморфной, поэтому не менее существенную роль, чем растения, в культовой жизни Индской . цивилизации играли животные. Их изображений очень много. Преобладают травоядные животные, но встречаются также и тигры. Находят изображения трехголового тура-единорога. Есть и очень сложные гибриды, когда происходит слияние нескольких животных-богов в одном. Так, на одной из печатей изображено божество, имеющее голову и ноги хищного зверя, но с рогами тура, задняя же часть его туловища, как у носорога. Есть и еще более фантастические существа, у которых хобот и бивни слона приспособлены к человеческому лицу, верхняя часть туловища, как у тура, а задняя, как у тигра, и т.д.

11.12.2017