Художественная культура Египта

Размер как показатель значимости, градации ценностей был универсальной категорией: он исключал пространственные и перспективные сокращения, делал ненужными другие атрибуты величия. Самыми большими изображались боги и фараоны, меньшими по размеру - их родственники и воины, а самыми маленькими - пленные и рабы.

В Древнем царстве сложились и строго определенные типы статуй. У сидящей статуи руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте, торс выпрямлен, взор устремлен вдаль; у стоящей - голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу, вся фигура напряженно выпрямлена, фронтальна. Уже греки удивлялись устойчивости художественных традиций египтян.

К характерным чертам художественной культуры Египта относятся монументальность, спокойствие, торжественность, размеренность и ритмичность, проявлявшаяся в мотиве шествия, процессии. При этом фигуры расположены одна за другой через одинаковые интервалы, с повторами жестов.

Наука в Древнем Египте развивалась многосторонне. Так, египтяне могли решать алгебраические уравнения с одним и двумя неизвестными, а также задачи по вычислению объема усеченной пирамиды и полушария. Эти решения есть в «Московском математическом папирусе». О высоком развитии геометрии говорит хотя бы сам факт существования пирамид.

Наиболее выдающимися были достижения египтян в области медицины, недаром древние греки и римляне считали Египет ее колыбелью. Египтяне были единственным народом в древности, занимавшимся массовым мумифицированием и прекрасно знавшим анатомию. Им были известны антибиотики. У египтян были хирургические инструменты, которые они изготавливали еще до периода строительства пирамид, в частности специальные лезвия, использовавшиеся при обряде обрезания, который у них впоследствии переняли евреи, арабы и др. Видимо, уже в 700 г. до н. э. у египтян были медные иглы.

25.04.2017