Египетские художники

Незыблемость, непостижимость, являющиеся основными принципами власти, а также гигантизм, свойственный авторитарным правлениям, отразились в изобразительном искусстве Древнего Египта. Произведения искусства должны были представлять собой не столько источник эстетического наслаждения, сколько поражать воображение формами и образами верховной власти. Искусство считалось носителем жизни вечной, поэтому оно освобождалось от всего мгновенного, изменчивого и неустойчивого. Художник обязан был строго следовать установленным священным канонам, ни в коем случае не проявлять индивидуального начала.

Египетские художники никогда не рисовали с натуры. При создании росписей и высекании рельефов они руководствовались каноническими предписаниями о расположении фигур и об их построении. При этом плоскость предварительно расчерчивалась на клетки. В рельефах и живописи утвердилось своеобразное распластывание фигуры на плоскости. Голова и ноги изображались в профиль, а торс развернутым. Вся фигура обрисовывалась единой линией. Этот принцип рисунка сохранялся всегда, утвердившись еще в Древнем царстве. Только в эпоху Нового царства в виде исключения человеческая голова могла изображаться не в профиль, а в фас. Художники стремились показать человека не в конкретный момент времени, а выразить его субстанциональное состояние. И это не «неумение» рисовать, так как единых правил рисования для всех времен и народов не может существовать. В рамках же египетского искусства наблюдается реализм и безупречное мастерство. Египтяне не знали законов перспективы, фигуры на картинах не объемны. Но в то же время при знакомстве с круглой скульптурой очевидно, что египетские художники чувствовали и прекрасно передавали объемные формы. Примерами этому могут служить многочисленные стелы, статуи богов и фараонов, сфинксы. К мелкой пластике можно отнести заупокойные статуэтки, изображение жреца Аменхотепа, головы царицы Нефертити и др.

23.05.2017