Молитвенные песнопения

В вавилонском искусстве совсем не встречается изображение погребальных сцен. Религия не обещала вечной жизни в царстве мертвых, но в случае послушания определенные блага и радости подданные государства могли получить при жизни. Искусству Древнего Междуречья присущ динамизм. Во многих произведениях вавилонского изобразительного искусства главенствует магический образ зверя как наследие доисторических времен. В молитвенных песнопениях нередко мощь богов сравнивали с силой дикого быка, а их ярость - с львиной. Поэтому не случайно изображение этих животных вавилонскими ваятелями и живописцами. Шеду - гении-хранители в образе крылатых быков - часто украшали ворота дворцов и храмов. К выдающимся произведениям мирового искусства необходимо отнести золотое скульптурное изображение головы быка с инкрустацией из ляпис-лазури, найденное в царской гробнице Ура (III тыс. до н.э.).

Обнаруженная при раскопках в Ниневии голова, изготовленная из меди, возможно, является портретным изображением Сар-гона Великого, так как совпадает по времени изготовления с периодом его правления. Не менее известна и победная стела другого правителя Аккада - Нарамсина. Ее можно уподобить эпической поэме, запечатленной в камне. Многочисленные статуи царей, жрецов и воинов устанавливали в храмах. Нередко выдающиеся люди удостаивались таких же почестей, как и боги. Шумеры развивали пластику в металле. Золото использовали в сочетании с ляпис-лазурью, серебром, раковинами и бронзой (диадема царицы Шубад). Стиль шумерского искусства был воспринят аккадской, ассирийской и вавилонской (халдейской) цивилизациями. Многие достижения шумеров были ассимилированы другими культурами. Древние евреи и персы заимствовали ряд сюжетов из их мифологии, отголоски чего можно найти в Библии. Это и рассказ о райском саде, прообразом которого, по всей вероятности, были «висячие Сады» Семирамиды, повествование о Всемирном потопе и др.

27.04.2017