Восточная деспотия

Среди основных добродетелей в Месопотамии было послушание. Необходимо помнить, что при всей своей примитивной «демократии». Древнее Двуречье относится к «восточным деспотиям». Государство соответственно этой модели развития построено на полном и безоговорочном послушании властным структурам. Индивидуум находился как бы в центре все расширяющихся кругов власти, которые ограничивали его действия. Ближайшим таким кругом была, разумеется, семья. Во главе ее стоял отец. За пределами этого круга располагались государство, общество, боги. Человек был создан, согласно месопотамским идеологическим установкам того времени, для рабского служения богам. Он их слуга. Это было необходимо как для получения защиты, так и для приобщения к земным радостям: здоровью, преуспеванию, долголетию, обилию сыновей.

Но создавались и произведения, в которых ставились под сомнение господствующие идеологические установки. К ним относятся «Пессимистический диалог» и «Беседа господина и раба».

Их мораль можно свести к тому, что все в этом мире суета, в жизни нет смысла, необходимо наслаждаться сиюминутными радостями. Характерная черта месопотамской идеологии - правомерность смерти, которая воспринималась как зло и, по существу, являлась высшим наказанием. Реалистичный подход к этой проблеме исключал надежду на счастливую загробную жизнь. В «Эпосе о Гильгамеше» показана трагедия человека, который не может избежать смерти. Лучшее средство против человеческого забвения - это конкретные позитивные дела каждого индивидуума, направленные на общественное благо. Ведь вся жизнь человека предначертана от рождения, в ней нельзя повлиять на ход событий даже с помощью магических средств. Таким образом, в культуре Месопотамии была выработана мифологическая концепция жесткого детерминизма человеческой жизни, который предполагал фатализм.

27.06.2017