Религия в Древнем Риме

Религия в Древнем Риме носила характер политеизма. Жречество представляло собой крупный социальный слой потому, что обрядовая сторона жизни разрабатывалась чрезвычайно детально. Римский пантеон никогда не был замкнутым, он постоянно пополнился новыми богами, а функции некоторых старых богов видоизменялись. Римляне считали, что включение в их пантеон богов поверженных противников принесет им конкретную пользу: боги не только не станут им мстить, но, принимая жертвы, будут выступать как помощники. Верховным божеством уже в царский период выступает Юпитер. Под влиянием греков происходит постепенное слияние римских и греческих богов, а также их антропоморфизация.

В 509 г. до н.э., согласно преданию, последний царь, Тарквиний Гордый был изгнан и в Риме наступил республиканский период. Экономическое развитие не стояло на месте. В V-IV в. до н.э. ремесленные специальности были уже столь дифференцированы, что стали возникать коллегии: строителей, золотых дел мастеров, кожевенников, сапожников, медников и т.д. Росли обороты и посреднической торговли внутри Римского государства. Ремеслом и торговлей занимались в основном плебеи. Государство постепенно демократизировалось. В 326 г. до н.э. было отменено долговое рабство. «За долги должно отвечать имущество бедняка, а не его тело», - гласило законодательство. Но хотя и было провозглашено, что римский народ является верховным носителем власти, демократия в Риме в IV- III вв. до н. э. имела определенные ограничения. Так, народное собрание созывалось только магистратом. Оно не обладало законодательной инициативой. Осуществлялась открытая подача голосов при голосовании. Сенат, высший законодательный орган, как и прежде, избирался только из патрициев. У сената была вся полнота законодательной власти. Государственные должности не оплачивались, что давало возможность только представителям имущих слоев заниматься политикой. Для недопущения узурпации власти избирались два консула (военные) и два претора (гражданские).

21.10.2017