Храмы этрусков

Храмы этрусков

Скульптурным портретам был свойствен реализм, возможно, потому, что их делали с посмертных масок. С большим мастерством были сделаны на фронтоне храма в Тарквиниях крылатые кони. Анималистическая тема представлена также такими шедеврами, отлитыми из бронзы, как Капитолийская волчица (начало V в. до н.э.), вскормившая Ромула и Рема и ставшая символом Рима и Химера из Ареццо (ок. 300 г. до н.э.).

Большое внимание уделялось музыке. Молодые этруски, как и греки, обучались ей. Национальным музыкальным инструментом была флейта - инструмент радости (инструментом скорби считалась лира). Видимо, игрой на флейте сопровождались все виды деятельности. Музыканты на фресках показаны играющими надирах, трубах, кифарах, ударных инструментах типа кастаньет. Музыкантов, танцоров, мимов из Этрурии часто приглашали в Рим, о чем многократно упоминают римские авторы.

Храмы этрусков, строившиеся из дерева или кирпича-сырца, не сохранились. Но известно, что первый храм римлян, их главную святыню, посвященную триаде Юпитера, Юноны и Минервы, на Капитолии (что соответствовало этрусским богам Тину, Уни и Менрве), строили этруски. По всей вероятности, он возводился по образцу их собственных храмов.

Еще в XVIII в. итальянским архитектором Д. Б. Пиранези было отмечено, что именно этруски оказали значительное влияние на формирование романского стиля архитектуры, который господствовал несколько веков в средневековой Европе.

Этруски очень увлекались играми и спортом. Они играли в кости (игра была изобретена в Лидии), любили активные спортивные игры - борьбу, кулачные бои, скачки и гладиаторские игры. Гладиаторские бои являлись трансформацией древнего обычая человеческих жертвоприношений на могилах умерших, чтобы обеспечить их жертвенной кровью. Римляне, которые переняли этот обычай, сначала даже наряжали людей, уволакивающих с арены погибших гладиаторов, в костюм Тухулки - этрусского бога подземного царства.

27.04.2017