Богатые гробницы

О высоком развитии художественной культуры свидетельству-[ ют многочисленные находки в «городах мертвых» - некрополях, которые строились из камня и хорошо сохранились до настоящего времени. Ни у одного народа древности, кроме египтян, культ мертвых не имел такого значения. Некрополи сопутствовали всем этрусским городам: Цере (современный Черветери), Вольсиниям, Популонии, Кьюзи, Ветулонии и др. Гробницы были украшены великолепными фресками, богато убраны, уставлены мебелью и всеми необходимыми человеку предметами и принадлежностями, включая еду и питье. Очевидно, что этруски были уверены в существовании потусторонней жизни.

Самые богатые гробницы были созданы в эпоху расцвета этрусского государства. В них содержались повозки, в которых находилось погребальное ложе покойного, обитые бронзовыми пластинками троны, а также многочисленные бронзовые и керамические сосуды с пищей, не говоря уже о чудесных, сделанных из золота, украшениях. Погребальные камеры, как правило, были круглой формы, а основания саркафагов квадратной, что имело глубокий смысл. Символом земли считался квадрат, символом неба - круг. Похороненного в круглой гробнице человека приравнивали к богам. В центре усыпальницы ставился столб. Он был с технической точки зрения абсолютно бесполезным: этруски умели делать прекрасные своды и арки. Этот столб заменял собой «мировое дерево»: он как бы соединял три космические сферы - подземную, земную и небесную, образуя единое сакральное пространство.

Первоначально этруски кремировали умерших, а прах помещали в специальные сосуды - канопы. Со временем изображения на крышках канопов приобрели, по всей вероятности, портретные черты. Сами же сосуды представляли собой сложный конгломерат форм: в них не было четких линий и ясных, законченных объемов. Формы как бы превращались, перетекали одна в другую. Часто ручки сосудов стилизовали под человеческие руки, но они могли одновременно иметь черты крыльев фантастических птиц, иногда сквозь стенки сосудов как бы «прорастали» фигуры людей.

29.06.2017