Пластические искусства в эпоху эллинизма

Пластические искусства в эпоху эллинизма

В эпоху эллинизма появляется декоративная скульптура для украшения парков. Для этой цели скульптором Александром (Аге-сандром) была создана Афродита Милосская (около 120 г. до н.э.), традиционно называемая Венерой. Она мало похожа на современные ей статуи богинь любви. Она строга и возвышенно спокойна, олицетворяя собой не столько идеал женской красоты, сколько идеал человека в высшем значении. В целом же для парковой скульптуры стала характерна жанровость. Так, например, устанавливаются статуи не Эрота, который был великим и властным богом, а игривого и шаловливого Купидона, не Аполлона, а Аполлино - изнеженного и кокетливого. Но в классической греческой традиции, творчески ее развив, были созданы такие шедевры, как статуя Ники Самофракийской (родосский мастер III -II вв. до н.э.) и алтарь Зевса в Пергаме, законченный в 180 г. до н.э. На площади пергамского акрополя стояли скульптурные группы, увековечившие победу жителей Пергамского царства над варварскими племенами галлов. Поверженные галлы были изображены реалистически, это одна из черт этического гуманизма греков: не унижать врагов. Грандиозный мраморный фриз, длиной более 120 м, исполненный в технике горельефа, опоясывал цоколь алтаря. Здесь победа над галлами была изображена аллегорически, как борьба олимпийских богов с гигантами. Тела прекрасны, но гармония духа нарушена. Лица искажены страданием.

К наиболее прославленным произведениям мастеров родосской школы относится и скульптурная композиция I в. до н.э. «Лаоко-он», изображающая гибель троянского жреца Лаокоона и его сыновей, которые были задушены гигантскими змеями за то, что он призывал своих сограждан не доверять грекам и не вносить в город оставленного ими деревянного коня. Чудовищ на Лаокоона наслали боги, покровительствовавшие грекам во время Троянской войны. Произведение это глубоко пессимистично, оно изображает не борьбу, а власть рока, беспомощность человека. Такие внутренние переживания были отражением суровой действительности: римляне, подобно змеям этой скульптуры, расправлялись с некогда независимыми греческими городами, завоевывая их.

22.08.2017