Рядовые граждане

В среде македонян вводились обычаи персидского двора. Велась широкая пропаганда персидской моды: сам Александр стал носить персидское платье. Таким образом, в основу эллинизма легли не только греческие культурные и общецивилизационные ценности. Александр Великий при конструировании своей державы в значительной степени проводил политику «ориентализации», многое в вопросах управления империей заимствовал у персов.

Так как рядовые граждане были дистанцированы от управления государством, они смогли сфокусировать внимание на себе и своих потребностях, что привело к пробуждению индивидуализма. Это явление нашло свое отражение в художественной культуре, положив начало портретному искусству. Особенно прославился придворный живописец Александра Македонского Лисипп, чье творчество можно назвать «античным импрессионизмом». Известно его высказывание, что другие художники изображают людей такими, каковы они есть, а он - такими, какими они кажутся. Лисиппом был создан новый канон скульптурных пропорций, отличавшийся большей стройностью и грацией, чем у Поликлета. В эпоху модернизма начинает развиваться психология, а в философии первоочередными и главными проблемами становятся проблемы этики и счастья индивида. Новой составляющей в искусстве стало стремление к глубоким психологическим характеристикам.

После скоропостижной смерти Александра в 323 г. до н. э. начался период «смуты». Фактически государством управляли военачальники или, как их называли, диадохи (преемники). К 281 г. до н.э. окончательно сложились три наиболее крупных царства. В Македонии и Греции утверждается династия Антигонидов (Антигон Одноглазый - один из стратегов при Александре Великом); в Египте к власти приходит династия Птолемеев (Птолемей I Сотер (Спаситель) - сподвижник Александра), а в Вавилоне и Сирии воцаряются Селевкиды (Селевк был начальником конницы у Александра Македонского). Во всех частях бывшей империи сохранялся государственным греческий язык. Основой государства оставалась полисная система, что было вообще характерно до конца эпохи эллинизма. Влияние же персидского искусства, с такими его чертами, как строжайшая канонизация и стремление к абсолютной (зеркальной) симметрии, стало атавизмом. Имперский «ахеменидский стиль», сформировавшийся в VI-V вв. до н.э., сошел с исторической арены.

29.06.2017